ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Администрация города в рамках действующего жилищного законодательства, исходя из своих полномочий, как одного из органов местного самоуправления, в области жилищных отношений выстроила работу с управляющими организациями (компаниями), осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по следующим направлениям:

Первое направление – информирование управляющих организаций о системе контроля за их деятельностью:

1. Информирование о необходимости предоставления отчётности (показателей) о деятельности управляющих организаций в Управление «Государственная жилищная инспекция» Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

2. Создание Комиссии по работе с потребителями коммунальных услуг, имеющими задолженность по оплате за коммунальные услуги, членами которой являются руководители управляющих организаций города.

Работа с управляющими организациями по снижению задолженности за жилищно-коммунальные услуги осуществляется Комиссией по работе с потребителями коммунальных услуг, имеющими задолженность по оплате за коммунальные услуги (далее по тексту - Комиссия), созданной при администрации города на основании постановления администрации города Трехгорного от 01.03.2010г. № 185.

Основной задачей Комиссии является сокращение существующей задолженности потребителей коммунальных услуг по оплате за предоставленные коммунальные услуги, предупреждение и исключение возникновения новой задолженности. Для решения данной задачи Комиссией систематически проводится следующая работа в отношении различных групп должников – предприятия, организации, население:

1) проведение совещаний руководителей управляющих организаций и ресурсоснабжающей организации по вопросу погашения задолженности за потреблённые энергоресурсы;
2) ежемесячные заседания Комиссии с участием управляющих организаций и нанимателей, собственников жилых помещений, имеющих задолженность по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги;
3) мониторинг поступления денежных средств в управляющие организации от населения и их перечисление управляющими организациями поставщикам жилищно-коммунальных услуг на основании ежемесячно предоставляемой управляющими организациями информации по движению денежных средств по платежам населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги;
4) анализ показателей мероприятий по снижению долгов населения за жилищно-коммунальные услуги, выполняемых управляющими организациями (применение мер досудебного воздействия в отношении должников, своевременность, систематичность направления материалов в суд о взыскании задолженности в принудительном порядке).

3. Создание специализированной межведомственной Рабочей группы.

Во исполнение поручения Губернатора Челябинской области М.В. Юревича, в целях организации работы по мониторингу задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов, при администрации города на основании постановления администрации города Трехгорного от 30.09.2011г. № 1247 создана специализированная межведомственная рабочая группа с привлечением сотрудников МО МВД России по ЗАТО г. Трехгорный, отдела судебных приставов Трехгорного ГОСП, Прокуратуры ЗАТО г. Трехгорного, следственного отдела г. Усть-Катав Следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области, Собрания депутатов г. Трехгорного, ресурсоснабжающих организаций (далее по тексту – Рабочая группа).

Основными задачами Рабочей группы являются:

- еженедельный мониторинг задолженности управляющих организаций города как основного должника перед ресурсоснабжающей организацией МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей»;
- контроль своевременного перечисления денежных средств, собранных управляющими организациями города с населения за оказанные коммунальные услуги, ресурсоснабжающей организации МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей»;
- разработка стратегических направлений работы по снижению задолженности потребителей коммунальных услуг.

Отчёт о работе данной Рабочей группы ежемесячно предоставляется в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области согласно установленным формам.

4. Создание рабочей комиссии для координации и контроля по выполнению мероприятий подготовки многоквартирных домов жилищного фонда муниципального образования город Трехгорный, находящихся в управлении управляющих организаций, к отопительному периоду в соответствии с утвержденным администрацией города Планом организационно-технических мероприятий.

5. Создание комиссии по оценке качества выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках ведомственной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах, на территории Трехгорного городского округа на 2010-2012 годы».

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ, бремя расходов на содержание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений данного многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

На основании постановления главы города Трехгорного от 24.02.2004 г. № 128 «Об оплате капитального ремонта жилищного фонда» с 2004 года взимание отдельной платы за капитальный ремонт жилых домов с населения города Трехгорного прекращено.

Для справки: Размер платы за капитальный ремонт жилых домов взималась с граждан в размере 0,87 руб./м 2 общей площади при предельном уровне платежей граждан в объеме 75% .

Ранее при оплате капремонтов использовался солидарный принцип – средства собирались в общую «корзину», откуда ремонтировались отдельные дома.

Последние несколько лет капремонты проводились за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ.Денежные средства, выделенные в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Трехгорному городскому округу не выделялись, поскольку поданные заявки на участие в данной программе Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области были отклонены по причине отсутствия в полной номенклатуре показателей, соответствующих условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, определенных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»:

* наличие товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования не менее чем 20% многоквартирных домах (фактический показатель 12,8%);
* доля коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющие свою деятельность по производству товаров, оказанию услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на территории муниципального образования на праве частной собственности, по договору аренды или по концессионному соглашению, с долей участия в уставном капитале субъекта РФ и (или) МО не более 25% не менее чем 80% (фактический показатель 50%).

В целях создания условий для управления многоквартирными домами администрация города обеспечивает равные условия для деятельности управляющих организаций. В соответствии с Жилищным кодексом РФ администрация города предоставляет управляющим организациям бюджетные средства на принципах софинансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов в пределах, выделенных на эти цели, объемов финансирования из городского бюджета. Администрация города через городскую газету «Спектр» доводит до граждан информацию о муниципальных программах в жилищной сфере.

Для начала системной работы по капитальным ремонтам необходимо введение обязательного платежа собственников помещений на капремонт. Такое положение содержится в законопроекте, принятом 8 июня Госдумой РФ в первом чтении. Обязательную плату планируется ввести с января 2013 года. По данным авторов законопроекта, гражданам придется ежемесячно платить за капремонт до 10 рублей с 1 кв. метра. Именно обязательная плата за капитальный ремонт должна побудить собственников сначала заинтересоваться, куда направляются платежи, а затем - потребовать от управляющей организации выбрать ответственного и добросовестного подрядчика на проведение капитального ремонта и участвовать в определении состава работ, которые должны быть проведены в ходе ремонта.

6. Проведение еженедельных (каждый четверг) оперативных совещаний по оценке работы управляющих организаций на истекший (недельный) период и доведение поручений к выполнению на плановый период.

Второе направление – информирование управляющих организаций об изменениях в области жилищных отношений, о системе повышения квалификации кадров:

1. Систематическое информирование о проведении Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области отраслевых семинаров, курсов повышения квалификации кадров управляющих организаций.

2. Информирование о проведении консультационными центрами модульных программ семинаров для организаций коммунального комплекса и предприятий, оказывающих жилищные услуги, в области управленческого консультирования и кадрового консалтинга, обучения и оценки персонала.

Третье направление – мониторинг рынка качества управления жилищным фондом:

1. Оценка удовлетворённости населения качеством управления жилищным фондом, предоставления коммунальных услуг по результатам «горячей линии».

2. Анализ, мониторинг качества управления жилищным фондом на основании показателей форм отчётности, направляемых в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

3. Мониторинг доступности для населения отчётности по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности управляющих организаций, выполненным работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Данная информация должна предоставляться собственникам помещений на основании их письменного запроса в управляющую организацию. Размещение такой информации на официальном сайте управляющих организаций является обязательным требованием Стандарта раскрытия информации.

4. Оценка работы управляющих организаций с обращениями граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Проводится постоянная совместная работа администрации города с управляющими организациями по вопросам устных и письменных обращений граждан, поступивших в адрес администрации города, в диспетчерскую службу Управления безопасности, ГО, ЧС и режиму администрации города Трехгорного по телефону 06.

Подготовка письменных ответов на обращения граждан осуществляется на основании информации, представленной управляющими организациями по письменному запросу администрации города, и результатов совместных комиссионных обследований объектов (составленных актов).

Для справки. Количество ответов (разъяснений), направленных в течении 2011 года в адрес заявителей (в том числе через городскую газету «Спектр»), составило - 108 (контрольные карточки) и 111 (по «горячей линии»).

Четвертое направление мониторинг раскрытия информации управляющими организациями:

Во исполнение постановления Правительства РФ от 23.09.2010г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», администрацией города осуществляется ежемесячный мониторинг размещения управляющими организациями на официальных сайтах в сети Интернет информации, отчётов в соответствии с обязательными требованиями утверждённого Правительством РФ Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Управляющими организациями информация:

- размещается на официальных сайтах управляющих организаций в сети Интернет;
- размещается на информационных стендах в помещении управляющих организаций;
- предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В соответствии с действующим законодательством по раскрытию информации управляющими организациями раскрывается информация по следующим видам:

- общая информация;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
- выполняемые работы (оказываемые услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемые (оказываемые) непосредственно управляющей организацией;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Отчёт по мониторингу раскрытия информации управляющими организациями города Трехгорного ежемесячно предоставляется в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области согласно установленной форме отчётности и в Государственную жилищную инспекцию Челябинской области.

Пятое направление – формирование интерактивного информационного ресурса жилищно-коммунального хозяйства:

Формирование в единой базе жилых объектов информационной системы БАРС.WEB – Мониторинг Жилищного Фонда муниципального информационного ресурса жилищно-коммунального хозяйства, содержащего информацию о техническом состоянии жилищного фонда, организациях предоставляющих услуги по управлению и содержанию общего имущества в многоквартирных домах города, предоставлению коммунальных услуг гражданам.

Полученная от управляющих организаций в электронном виде информация обрабатывается и дублируется путём письменного заполнения соответствующих разделов электронного документа, направленного Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в адрес администрации города для заполнения согласно вышеуказанной единой информационной системе БАРС.WEB – Мониторинг Жилищного Фонда.

Шестое направление проведение информационно-разъяснительной работы:

1. Проведение администрацией города информационно-разъяснительной работы с гражданами осуществляется через средства массовой информации – городская газета «Спектр», телевидение (далее - СМИ) совместно с управляющими организациями.

Выбор темы для материала (информации) и его подготовка для опубликования в СМИ выполняется в соответствии с действующим жилищным законодательством на основании часто задаваемых вопросов в обращениях граждан, поступающих в адрес управляющих организаций, администрации города, на «горячую линию».

2. Создание при администрации города «горячей линии» для выявления проблемных вопросов в сфере управления жилищным фондом и принятия оперативных мер по их устранению.

По результатам «горячей линии» населению даются устные юридические консультации по вопросам, не требующим проведение проверки. По вопросам, требующим проведения проверок, ответ даётся в письменном виде в установленном порядке.

3. Участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Представители администрации города принимают участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, организованных собственниками помещений в многоквартирном доме либо соответствующей управляющей организацией, для рассмотрения и решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, находящихся в компетенции органов местного самоуправления согласно нормативным правовым актам действующего законодательства.

Федеральным законом Российской Федерации от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в жилищное законодательство, направленные на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами.

В случае если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать Совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.

Совет многоквартирного дома – это орган, выступающий в роли представителя интересов собственников дома и активно работающий с управляющей организацией. Совет МКД уполномочен обеспечить выполнение принятых общим собранием собственников решений, вносить предложения на голосование общего собрания, контролировать качество предоставляемых управляющей организацией жилищно-коммунальных услуг, а также качество и сроки выполнения ремонтных работ.

Информация о внесении изменений в жилищное законодательство, направленное на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами была доведена администрацией города в 2011 году через СМИ (телевидение). Срок для реализации своего права собственников на избрание совета многоквартирного дома был определен Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (календарный год).

Для приведения системы управления многоквартирным домом в соответствие с Жилищным кодексом РФ, администрация города предлагает собственникам многоквартирных домов методическую помощь в организации и проведении общих собраний собственников по выбору Совета многоквартирного дома, а именно:

- методические рекомендации по созданию Советов многоквартирных домов;
- примерный протокол общего собрания собственников в форме очного голосования;
- примерный протокол общего собрания собственников в форме заочного голосования;
- лист голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
- примерное соглашение о взаимодействии между Советом МКД и управляющей организацией по управлению многоквартирным домом;
- акт приемки-передачи выполненных работ.

В настоящее время администрацией города планируется в текущем году проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, повестку дня которых будут включены вопросы об избрании в конкретно каждом многоквартирном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета многоквартирного дома.

4. Участие во встречах, организованных на основании обращений городских общественных организаций с участием специалистов управления социальной защиты, отдела ЖКХ, транспорта и связи администрации города и руководителей управляющих компаний по вопросам принятия нормативных правовых актов во исполнение новых норм Жилищного кодекса РФ, работы управляющих компаний, приборам учета и перерасчетам за коммунальные услуги.